3 Причины для установки нагнетателя и стоимость</span></h2>
Использование вентилятора, который нагнетает кислород в топку и отбирает у продуктов горения их тепло, позволяет существенно повысить коэффициент полезного действия котельной установки. Топовые модификации газовых и твердотопливных котлов изначально оснащаются такими дымососами, работа которых полностью согласована с отопительной установкой. Но большинство заводских моделей отопителей и самодельных установок не имеют вентиляторов, что несколько снижает эффективность работы оборудования.
Установка вентилятора на газовый и твердотопливный котел будет необходима в следующих случаях:
- При проблемах с тягой, в том числе и по причине пробок в газоходе и многочисленных поворотов дымохода, завоздушивании ветром, сужения диаметра трубы.
- При трещинах в кирпичном дымоходе, что приводит к просачиванию в помещение гари.
- Из-за неправильно рассчитанной высоты дымохода появляются проблемы с тягой, когда срез трубы попадает в зону ветрового подпора.
- Когда из-за особенностей конструкции отопителя котел при открывании дверцы дымит в помещение.
Устанавливать вентилятор на котел, не согласовав работу отопителя и нагнетателя, не рекомендуется. В последнем случае может отмечаться существенное ухудшение показателей эффективности котла, могут появиться проблемы с растопкой дров, а после полного сгорания топлива в помещение из топки может попадать угарный газ.
Не стоит рассматривать вентиляторы для котлов как единственную возможность решения проблем с тягой. При таких неисправностях следует отремонтировать дымоход, провести сервисное обслуживание котла и настроить высоту трубы над крышей. Только такой комплексный подход позволит увеличить КПД котла и сделает его работу полностью безопасной.
Стоимость вентиляторов для котлов может существенно различаться. В зависимости от конкретной модели и ее типа дымосос обойдется покупателю в 3−6 тысяч рублей. Автоматика с учетом ее возможностей и функционала будет стоить 3−5 тысяч рублей. Экономить на вентиляторе и блоке управления не стоит, так как некачественное оборудование не сможет обеспечить необходимую эффективность функционирования отопителя, а нагнетатели будут далеко не самыми надежными.
РекомендуемКак устроенный лопастной вентилятор: принцип действия
1 Конструкция и принцип действия</span></h2>
В зависимости от типа отопительного котла и разновидности топлива, на котором он работает, могут использоваться дутьевые и тяговые вентиляторы. Первые устанавливаются на входе подающего воздух патрубка и нагнетают кислород, необходимый для горения.
Тяговые вентиляторы монтируются непосредственно внутри дымоходного канала, создают разряжение, и котел сам начинает втягивать большее количество воздуха, который сжигается в топке.
Вытяжные нагнетатели, используемые в автономных твердотопливных котлах, могут включать следующие элементы:
- Крепежная плита.
- Жаростойкая металлическая крыльчатка с изогнутыми лопатками.
- Электродвигатель производительностью 20−50 Вт.
- Разъем для питания кабеля.
- Пульт контроля с органами управления.
- Капиллярная трубка и колба для температурного датчика.
- Силовой провод с вилкой.
Стандартные заводские вентиляторы крепятся к прочному металлическому корпусу, который располагается на задней стенке котла рядом с трубой дымохода. Температурный датчик находится в колбе и вставляется в гильзу в водяной рубашке. Пульт управления нагнетателем для удобства устанавливают отдельно или совмещают с блоком автоматики отопительного котла.
Принцип действия вентилятора заключается в принудительном отводе горячих газов из теплообменника напрямую в дымоход. Отдельные модели дымососов могут увеличивать или уменьшать интенсивность вращения крыльчатки, что позволяет оптимальным образом управлять работой топливного котла.
Принцип действия твердотопливного котла с установленным вентилятором выглядит так:
- Топливник отопителя заполняют дровами, после чего выполняют розжиг котла.
- Открывают поддувало и закрывают загрузочную дверцу.
- Включают с пульта управления вентилятор, устанавливают его производительность.
- Как только котёл разгорится и прогреется, частоту оборотов крыльчатки снижают до минимума.
- При разогреве теплоносителя до критических показателей встроенная в нагнетатель автоматика отключит работу дымососа.
Правильно отрегулированный вентилятор позволяет не только улучшить характеристики работы котла, но и полностью исключает попадание дыма внутрь помещения. Тем самым обеспечивается полная безопасность эксплуатации техники и комфорт проживания в частном доме. Домовладельцу потребуется лишь правильно настроить работу крыльчатки, так как при минимальных оборотах интенсивность горения уменьшается, а при повышении частоты вращения дымососа часть тепловой энергии будет уходить в трубу.
РекомендуемКотёл отопления длительного горения на твёрдом топливе
Особенности выбора
Производительность котлоагрегата, функционирующего на твёрдом топливе, в значительной мере обусловливается профессионально выбранным нагнетателем.
Для того чтобы правильно выбрать вентилятор нужно обратить внимание на такие параметры:
- Сопоставимость с отопительным котлом.
- Производительность дутьевого устройства и рабочее напряжение.
- Тип и принцип функционирования.
- Металл корпуса и рабочей крыльчатки.
В случае неправильного выбора оборудования, когда вентилятор для твердотопливного котла не сможет подавать в топку необходимый объем воздуха, начнется процесс неполного сгорания топлива, КПД котла упадет, а температурный режим достигнут не будет.
В случае, когда нагнетатель будет установлен большой мощности, он выдаст большое количество воздуха в топку. Процесс горения будет интенсивным, котел быстро наберет необходимую температуру и контроллер блока управления подаст сигнал на отключение вентилятора, таким образом, дутьевое устройство попадет в процесс тактования, когда будет часто включаться и выключаться, что приведет к преждевременному износу оборудования и выходу его из строя.
Рекомендованные варианты установки вентиляторов WPA для котлов ЗОТ или Карбон, для отопительных агрегатов, работающих на антраците:
- WPA 120, объем поступающего воздуха – 285 м3, мощность – 32, кВт.
- WPA 140, объем поступающего воздуха – 395 м3, мощность – 44, кВт.
- WPA 142, объем поступающего воздуха – 505 м3, мощность – 56, кВт.
- WPA 160, объем поступающего воздуха – 600 м3, мощность – 67, кВт.
Устройство прибора и виды вентиляторов
По своим функциональным характеристикам и параметрам, вентиляторы делятся на три вида, каждый из которых определяется конструкцией двигателя. Используемые для этих целей электродвигатели могут работать, как от переменного, так и от постоянного тока. Появление электронного оборудования создало предпосылки для активного использования двигателей на переменном токе. В отличие от двигателей на постоянном токе, электромоторы на переменном токе практически лишены недостатков. Простая и неприхотливая конструкция электродвигателей позволила наладить массовое производство самых разных электромеханических устройств. Большая часть вентиляторов оснащается именно таким электродвигателями.
Сегодня на рынке можно встретить следующие виды вентиляторов:
- устройства в электро-коммутируемым двигателями (ЕС);
- изделия, оснащенные синхронными двигателями;
- нагнетатели с асинхронным двигателем.
Все изделия имеют свои явные преимущества и недостатки. В случае с электро-коммутируемым двигателем можно говорить об одном качестве. Устройство само способно менять число оборотов, получая соответствующий сигнал с блока управления. Здесь можно говорить о широком диапазоне регулировки работы вентилятора. Однако у прибора имеется существенный недостаток — устройство не совместимо с большинством отечественных регуляторов температуры. К тому же данная техника дорога в цене.
Говоря о вентиляторах с синхронными электродвигателями можно сделать акцент на следующем: устройства достаточно дешевы и просты в изготовлении. Однако для оборудования этого вида присущи определенные недостатки. У таких устройств минимальный крутящийся момент во время старта, и небольшой диапазон регулировки числа оборотов.
Для справки: обычно вентиляторы с синхронными двигателями ставят для постоянного нагнетания воздушной массы в камеру сгорания. Синхронные двигатели, которыми оснащаются устройства, имеют достаточно крупные габариты. Обычно двигатель нагнетателя выносится в отдельный блок. При работе на низких оборотах для синхронных двигателей часты перегревы обмотки.
Последний, третий вид вентиляторов, используемых в современных отопительных системах, обладает целым рядом преимуществ. Асинхронный электродвигатель позволяет легко регулировать количество оборотов. На некоторых моделях существует даже раверс. Главные достоинства такого устройства следующие:
- Такие вентиляторы просты и удобны в эксплуатации;
- Имеют надежную конструкцию;
- Обычная схема управления;
- Поддерживается всеми существующими на сегодняшний день МРТ.
Единственный недостаток, который свойственен асинхронным двигателям – это высокие пусковые токи.
Конструкция и принцип действия
Вне зависимости от производителя, вентилятор состоит из алюминиевого или оцинкованного корпуса, внутри которого располагается электродвигатель, направляющие лопасти и защита, в виде решетчатого ограждения.
Эта конструкция при своей простоте и малых габаритах обладает надежностью. На нагнетателе установлена заслонка, которая предназначена для ограничения проникновения дымовых газов в помещение топочной, в случае появления обратной тяги.
Также, заслонка снижает естественную тягу, в то время, когда подача воздуха не осуществляется.
Соединительные патрубки могут располагаться в верхней части корпуса или на фронтальной части дутьевого агрегата и обладать различными формами разъемов для соединения с котлом. Алгоритм функционирования системы управления котлом с применением дутьевого воздуха:
- отопительное устройство заполняется твердым топливом и поджигается;
- включается нагнетатель и регулируется расход воздуха;
- при подаче воздуха в зону горения, начинается интенсивное горение топлива, в связи с чем, начинает подниматься температура теплоносителя;
- когда температура достигнет установленной величины, контроллер блока управления дает сигнал на отключение нагнетателя;
- дефицит воздуха приведет к снижению интенсивности горения топлива и снижению температуры теплоносителя.